Только за девять месяцев этого года в Сибирском федеральном округе возбуждено 343 уголовных дела о преступлениях, совершенных в сегменте ОСАГО. Это на 17 процентов больше, чем было возбуждено за весь прошлый год.
Об этом заявил заместитель Генерального прокурора России Иван Семчишин на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов по вопросам ОСАГО.
По словам Ивана Семчишина, самые распространенные преступления - это фальсификация документов о наступлении страховых случаев, использование поддельных бланков полисов, злоупотребления сотрудников страховых компаний.
В то же время деятельность правоохранительных и контролирующих органов оставляет желать лучшего. Раскрываемость мошенничества остается на низком уровне.
Так, в Сибирском округе на первом месте страхового мошенничества - инсценировка ДТП. Они составили 76 процентов случаев. На втором месте - подделка бланков полисов. Это 20 процентов от всех случаев мошенничества.
Допускаются факты некачественного проведения доследственных проверок, принятия по их результатам незаконных решений. Так, например, в Барнауле сотрудник ГИБДД оформил 150 ДТП с одними и теми же лицами. Причем даже без выезда на место. Но уголовное дело было возбуждено только после проверки Генпрокуратуры.
В этом совещании принял участие полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. По его словам, вопрос давно назрел. Есть много обращений от граждан. Ситуация следующая. Если у автомобилиста нет полиса ОСАГО, автолюбитель не может пользоваться автомобилем. Но некоторые страховщики не продают полисы или навязывают дополнительные услуги. А также страховщики зачастую затягивают или занижают выплаты. В то же время растет количество мошенников-автоюристов, растут убытки страховых компаний и, как следствие, увеличиваются тарифы. Гражданам приходится за страховку платить больше.
“В интернете создаются клоны сайтов страховых компаний, которые продают липовые электронные полисы
- Может, стоит сделать так, чтобы автомобилисту было бы выгодно обратиться к страховщику, а не продавать свои права посредникам? - отметил Сергей Меняйло. - Но автоюристы развиваются там, где граждане не могут получить услуги страхования на должном уровне.
Директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук напомнил, что за 14 лет существования ОСАГО количество компаний сократилось в 6 раз. Их было 180, а осталось только 60. Поэтому контроль за компаниями довольно строгий. В день в Центробанк поступает до тысячи жалоб на страховщиков. Но ситуация с навязыванием дополнительных услуг по сравнению с прошлым годом сильно изменилась. Таких жалоб очень мало. Исправить ситуацию помогло введение периода охлаждения - пять дней. Навязали человеку дополнительный полис, он может в течение пяти дней вернуть его и получить все деньги. С 1 января Центробанк увеличит этот период охлаждения до 14 дней.
Что касается отказа компании продать полис, то есть электронный полис ОСАГО. Только в этом году таких полисов продано 6 миллионов. В Сибирском округе 20 процентов полисов можно купить через Интернет.
Впрочем, электронный полис также стал орудием мошенников. В Интернете создаются клоны сайтов страховых компаний, которые продают липовые электронные полисы. Также некоторые водители покупают электронные полисы задним числом. Произошла авария, а водитель не застрахован. Он с мобильника выходит на сайт страховой компании, покупает электронный полис, а потом тут же оформляет аварию.
Поэтому страховщики предлагают ввести системы охлаждения для электронных полисов через три дня.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс напомнил, что сейчас в регионах страховщики объединяются в рабочие группы и вступают во взаимодействие с правоохранительными органами под руководством прокуратуры. Это показало довольно высокую эффективность по борьбе с мошенничеством в Уральском округе. Поэтому такой опыт надо развивать. В той же Челябинской области было возбуждено более 900 уголовных дел.