Анализ деятельности тысячи крупнейших интернет-магазинов показал, что 15 процентов ресурсов ведут работу с нарушениями. Самое грубое из них – торговля без применения контрольно-кассовой техники. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отправила министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константину Носкову письмо, в котором пожаловалась, что интернет-магазины не соблюдают российское законодательство. Основная просьба АКИТ заключается в том, чтобы наделить Федеральную налоговую службу (ФНС) и Роспотребнадзор полномочиями в досудебном порядке приостанавливать деятельность доменных имен, использующихся недобросовестными интернет-магазинами.
Инициатива, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения и обсуждения, как и предлагаемый механизм воздействия на сайты, не установившие контрольно-кассовую технику, отметил Александр Сорокин, заместитель начальника управления оперативного контроля ФНС. Если в целом говорить о недобросовестных предпринимателях, то в интернете их процент выше, чем в офлайн сегменте, уточнил он.
Любой интернет-магазин можно создать за пару минут. А вот на то, чтобы наладить его деятельность в соответствии с законодательством, придется потратить куда больше времени и денег. Помимо ведения торговли без применения контрольно-кассовой техники, недобросовестные продавцы не указывают реквизиты, могут реализовывать некачественный товар, а порой и вовсе не доставляют заказ.
Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов рассказал «Российской газете», что без реквизитов юридического лица или с недостоверными реквизитами найти виновных в интернете практически невозможно. Роспотребнадзор, получив жалобы потребителей, начинает проверку и не находит никого по указанному адресу. А в суд без указания ответчика идти нельзя. К тому же, если у покупателя нет онлайн-чека, факт совершения покупки невозможно доказать.
«Правила приостановления торговли в случае выявленных нарушений работают в обычной рознице. В интернете же потребитель остается беззащитным», - пояснили в АКИТ.
Защитники прав потребителей сходятся во мнении, что конкретного механизма прекращения работы интернет-магазина в случае ведения неправомерной деятельности вообще не существует. Закрыть такие магазины значительно легче, если они продают контрафактный алкоголь или другие запрещенные товары. А в остальных случаях запретить работу сайта в досудебном порядке проблематично.
Есть те, кто не согласен с обращением АКИТ в Минкомсвязь. По словам директора Координационного центра национального домена сети интернет Андрея Воробьева, решать, кто является нарушителями в интернете, а кто нет, должны профильные организации, а не ФНС.
«Магазины без онлайн-касс не несут непосредственной угрозы для пользователей. Кроме того, существует законодательство, которое определяет порядок наказания компаний, ведущих работу без подключенных кассовых аппаратов (включая штрафы и даже приостановку деятельности компании). Именно поэтому мы считаем работу ФНС через такой механизм избыточной», - уверен Андрей Воробьев.