Возможность введения таких требований к «курительной продукции» обсуждает минздрав, это решение потребует корректировки законодательства Евразийского экономического союза, рассказала глава ведомства Вероника Скворцова.
Она напомнила, что еще несколько лет назад Россия входила в число самых курящих стран мира, но после принятия системного и сбалансированного антитабачного законодательства потребление табака снизилось более чем на 20 процентов.
Однако со временем происходит адаптация к ограничениям, после чего потребление табака может вырасти вновь, а значит, надо заранее вводить новые антитабачные меры.
Обезличенная пачка лишает упаковку функции рекламирования и стимулирования продаж, а предупреждения о вреде потребления табака становятся более заметными, пояснил «Российской газете» член координационного совета по борьбе против табака при минздраве Виктор Зыков.
Законы об использовании «простой упаковки» табачных изделий приняты в Австралии (она первой решилась на эту меру в 2012 году), Великобритании, Ирландии, Франции, Новой Зеландии. Возможность ее введения обсуждается сейчас в Норвегии, Швеции, Финляндии, Сингапуре, Турции, ЮАР и других странах. Согласно Директиве 2014/40/EU Европейского парламента и Совета (пункт 53) члены Евросоюза имеют возможность вводить меру по «простой упаковке» на национальном уровне, напомнил Зыков. Исследования показывают, что «простая упаковка» табачной продукции эффективно предотвращает начало курения, особенно среди детей и молодых людей, мотивирует курильщиков бросить курить, сокращает масштабы рецидива среди тех, кто уже отказался от курения, защищает граждан от агрессивного маркетинга табачной промышленности.
Как именно может выглядеть обезличенная пачка? Например, в Австралии ее покрасили в неприятный коричнево-болотный цвет, а названия марок указываются одинаковым шрифтом, безлико и некрупно. Опросы курильщиков в Австралии показали: брать такую пачку в руки им неприятно. Кроме того, люди практически перестали различать «вкус» сигарет после того, как с их упаковок исчезли привычные логотипы.
Как отмечала в интервью «РГ» директор института Всемирной борьбы с табакокурением Джоанна Коэн, сами табачники признают, что эффект от оформления пачки равняется эффекту от рекламы.