21 ноября в Совете Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова приняла участие в парламентских слушаниях на тему «К 25-летию Конституции Российской Федерации. Вопросы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина».
Татьяна Москалькова подчеркнула значимость Конституции Российской Федерации в изменении системы базовых ценностей жизни общества, а также отметила важность Основного закона страны в становлении института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, уважаемые гости!
2018 год является знаменательным не только для правозащитного сообщества, но и для всего человечества. В этом году исполняется 25-летиеКонституции Российской Федерации, которая изменила систему базовых ценностей жизни общества, в том числе подход к пониманию прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации окончательно вписала российскую правовую систему в международно-правовые стандарты. В ней четко зафиксирована сущность России как демократического, правового, социального государства. В первую очередь в ней закреплены роль и место прав и свобод: они провозглашены на конституционном уровне высшей ценностью, а их соблюдение и защита — обязанностью государства. Права и свободы принадлежат каждому от рождения, неотчуждаемы и не могут быть произвольно ограничены.
Наряду с непосредственным провозглашением прав и свобод человека в Главе 2 Конституции Российской Федерации, закрепление гарантий прав человека находит отражение в иных главах Основного закона. Идеей прав человека пронизаны положения об основах конституционного строя (Глава 1), о государственном устройстве и разграничении полномочий между федеральной и региональной властью (Глава 3); о системе органов государственной власти, гарантирующей возможность человека участвовать в управлении государством, а также создающей на основе системы сдержек и противовесов механизм защиты личности (главы 4–7); о местном самоуправлении (глава 8). Даже в главе 9, устанавливающей порядок внесения изменений в российскую Конституцию, заложена важнейшая правозащитная функция — она служит устойчивости прав человека, не позволяя лишить человека прав посредством внесения поправок в конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, об основах конституционного строя.
Воплощение в жизнь идеи приоритета прав и свобод человека требует создания и развития соответствующих условий: это и социально-экономическое развитие общества, и модернизация правозащитных механизмов, и совершенствование законодательства, которое активно ведется на протяжении всех 25 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации. Однако приходится констатировать, что государственные органы применяют Конституцию преимущественно опосредованным образом, через конкретизирующие ее отраслевые нормы права. Это порождает в отдельных случаях разрыв между конституционной нормой и практикой ее воплощения в жизнь. Данный вывод подтверждается многочисленными жалобами, которые поступают к федеральному и региональным уполномоченным по правам человека.
Защищенность прав человека не в полной мере отвечает ожиданиям современного российского общества. Об этом свидетельствуют данные опроса ФОМ, проведенного по просьбе Уполномоченного по правам человека. Ответы россиян по вопросу полноты реализации основных прав и свобод весьма сдержанные. Уровень соблюдения прав и свобод как плохой оценили половина опрошенных (52%). Чуть больше трети граждан (35%) оценивают его на «хорошо».
В современной России внутренние угрозы правам человека главным образом лежат в плоскости правоприменения — реализации норм, закрепленных в Конституции и федеральном законодательстве. Проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации своих прав и свобод, требуют пристального внимания к гарантиям их соблюдения и защиты. Одной из таких гарантий выступает деятельность Уполномоченного.
Конституция 1993 года впервые в российской истории учредила должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В развитие конституциональных положений в 1997 году был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а 22 мая 1998 года в России был избран первый Уполномоченный. Учредив должность Уполномоченного, Российская Федерация возложила на него осуществление независимой государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантированной каждому частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, и обеспечение их постоянного приоритета и верховенства в своем государственном строительстве.
Институт омбудсмена, которому в этом году исполнилось 20 лет, доказал свою востребованность и значимость.
С 1998 года к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в общей сложности поступило около миллиона обращений (969 597). Из них в прошлом году — 41 тыс. Несмотря на встречающиеся на пути защиты прав и свобод трудности, за это время удалось восстановить права многих тысяч российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
За 9 месяцев 2018 года к Уполномоченному поступило 27664 жалоб, что на 12,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (31472), из них 1322, что составляет 4,78% — коллективные. Уменьшение числа обращений связано, в первую очередь с кропотливой работой по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина, где ключевую роль играет сотрудничество государства и гражданского общества. В результате рассмотрения как индивидуальных, так и коллективных обращений по итогам 9 месяцев 2018 года восстановлены права более 65 тыс. граждан, по 14 обращениям осуществлена защита неопределенного круга лиц.
Наибольшее число обращений в 2018 году поступило по вопросам защитысоциально-экономических прав (более 9 тыс.), а также в сфереуголовно-процессуального (более 7 тыс.) и уголовно исполнительного законодательства (более 2 тыс.). Из всего блока социальной проблематики ежегодно большинство жалоб поступает по вопросам соблюдения жилищных и трудовых прав граждан. Людей волнуют вопросы предоставления жилья инвалидам, детям-сиротам, военнослужащим, роста платы за коммунальные услуги, нарушения работодателями прав работников на справедливую и своевременную оплату груда, соблюдение пенсионных прав, ненадлежащего качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения, получения гражданства.
Среди «кричащих тем» можно также выделить право на жизнь (20 погибших и 52 раненых в Керчи), право на безопасную окружающую среду.
Наибольшее количество в сфере уголовно-процессуальногои уголовно-исполнительного законодательств составляют обращения о пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу (2 856), в связи с отказом в возбуждении уголовного дела (1 317), а также по вопросам условий отбывания наказания в исправительных учреждениях (1 359). В центре пристального внимания Уполномоченного остаются вопросы государственной политики в отношении содержания женщин с детьми в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В целях ее совершенствования Уполномоченный принял непосредственное участие в разработке Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», установившего значительное количество преференций женщинам, отбывающим наказание в местах принудительного содержания.
Отдельного внимания заслуживают вопросы провозглашенных Конституцией гарантий обеспечения каждому государственной защиты его прав и свобод, а также доступного и справедливого правосудия. Среди главных угроз правам человека выделяю: недоступность правосудия, пренебрежительное отношение к закону, ложное представление о корпоративных интересах в правоохранительной сфере, черствость и бездушие должностных лиц, работающих с гражданами, размытость нравственных ориентиров, недостаточно высокий уровень правового просвещения.
Еще раз отмечу, что основной задачей государства для признания прав человека является создание условий и гарантий для их реализации. Выполнение задачи повышения качества жизни россиян, установления социальной справедливости и юридического равенства требует Системного подхода к организации и осуществлению правозащитной деятельности. На мой взгляд, необходима разработка и принятие комплексной программы, включающей план ее реализации, позволяющей преодолеть фрагментарность регулирования в сфере защиты прав человека, создать условия для согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Таким комплексным документом может стать Национальная стратегия государственной политики в сфере соблюдения и защиты прав человека, составной частью которой станет развитие правозащитной деятельности и взаимодействия институтов гражданского общества. В рамках подготовки и реализации Стратегии необходима выработка критериев оценки эффективной деятельности государственных органов и правозащитных институтов. В настоящее время мною совместно с региональными уполномоченными и экспертным сообществом ведется работа по формированию таких критериев.
Востребованной является работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, расширяющего инструментарий Уполномоченного. Речь идет о федеральном законе «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека», подготовленном Советом Федерации при участии Уполномоченного и внесенном в Государственную Думу 25 октября. Введение единых стандартов регулирования полномочий и гарантий деятельности региональных уполномоченных позволит установить равные возможности для жителей различных регионов, обращающихся за защитой своих прав.
Другой законопроект, над которым начинается совместная работа с Комитетом Совета Федерации, - это внесение изменений в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», который уточнит компетенцию Уполномоченного, расширит инструментарий его деятельности, определит собственную компетенцию рабочего аппарата.
Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации