В Центробанке считают возможным рассмотреть вопрос о расчете денежных выплат по ОСАГО исходя из стоимости новых запчастей. То есть без учета износа.
Об этом в Госдуме заявил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию законодательства и тарифной политике в ОСАГО.
- Имеет смысл рассмотреть вопрос о том, чтобы новые запчасти ставились не только в случае натурального возмещения, но и расчет шел при оплате деньгами тоже исходя из новых запчастей, - сказал он.
Напомним, сейчас выплаты по ОСАГО рассчитываются с учетом износа. По закону, износ может составлять до 50 процентов стоимости детали. При выплате в натуральной форме, то есть путем направления машины на ремонт, износ не учитывается. По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Аксакова, сейчас доля натуральных выплат составляет около 13 процентов от всех выплат по ОСАГО.
Если выплаты на восстановление автомобиля не покрывают ремонт, то в этих случаях оставшаяся сумма, как правило, по судебным решениям, взыскивается с виновника ДТП.
Также Анатолий Аксаков с подачи представительницы Крыма предложил введение обязательной аудио- и видеофиксации процесса переговоров, связанных с продажей полисов ОСАГО в офисах страховых компаний. Такая мера снизит количество жалоб автовладельцев на некорректное поведение продавцов при оформлении договоров ОСАГО.
Владимир Чистюхин поддержал это предложение. Но основной темой обсуждений стала грядущая реформа ОСАГО, которая предполагает либерализацию тарифов на автогражданку. Как пояснил Чистюхин, главная цель реформы - повышение доступности полисов ОСАГО. Вторая цель - справедливая цена. Сейчас добропорядочный автовладелец, который каждый год продлевает ОСАГО, не совершает аварии, по сути субсидирует водителей лихачей, а также мошенников.
Реформа будет проходить в три этапа. Но первый не требует изменения в законодательстве. Его может провести Центробанк своими указаниями. И первый этап состоит из трех нововведений. В первую очередь реформы коэффициента бонус-малус за безаварийную езду. Сейчас у водителя таких коэффициентов может быть несколько, поэтому происходит путаница при заключении нового договора ОСАГО.
По словам Чистюхина, половина жалоб, поступающих в службу ЦБ по защите прав потребителей, связано с расчетом этого коэффициента. Изменения предполагают, что коэффициент будет устанавливаться один раз в год и его "привяжут" не к автомобилю, а к водителю. Вторая новация - увеличение количества коэффициентов по возрасту и стажу. Если сейчас их 5, то будет 50. Изменятся они не только в сторону повышения, но и понижения.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев показал количество водителей, подпадающих под тот или иной коэффициент по возрасту и стажу. Для 80 процентов ничего не изменится, или полис будет дешевле, и только 20 процентам придется заплатить за ОСАГО больше.
И третья часть первого этапа заключается в расширении тарифного коридора. Нижняя граница сдвинется на 20 процентов ниже, на столько же поднимется верхняя граница.
- Расчеты, проведенные ЦБ, показывают, что при таком изменении тарифного коридора для дисциплинированных водителей стоимость полисов не изменится или даже может немного снизится, - заявил Чистюхин.
Как отметил заместитель начальника Госавтоинспекции РФ Владимир Кузин, те коэффициенты, которые заложены сейчас в законе об ОСАГО, немного отходят от цели страхования автогражданской ответственности. Нужно учитывать количество правонарушений водителя. Ведь если он регулярно проезжает на красный свет, то рано или поздно станет виновником аварии.