Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им установить, трезв водитель или выпил, можно будет на основании анализа крови.
До сих пор это можно было сделать только по исследованию выдоха. Дунул водитель в алкотестер – и ясно, пил он или не пил. Причем, чтобы не привлечь к ответственности ни в чем не повинного человека, в КоАП даже заложена суммарная погрешность прибора - 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха.
Но как быть с теми, кто дыхнуть не может? Например, погиб в аварии или находится в бессознательном состоянии, или напился до такого состояния, что мало чем отличается от погибшего. Этот вопрос до сих пор оставался без ответа. Ведь КоАП предусматривает определение трезвости только по выдоху. Приказ минздрава об освидетельствовании водителей - тоже. В итоге те, кто находился в бессознательном состоянии, попросту уходили от ответственности за управление в нетрезвом виде. От человека разит так, что окружающие пьянеют, а раз дыхнуть не может, то и привлечь нельзя.
Возникла такая ситуация после истории с обнулением алкотестеров. До этого обнуления в КоАП были установлены предельные нормы алкоголя: 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 промилле алкоголя в крови. В инструкции минздрава было прописано, что трезв или пьян водитель, устанавливается по клинической картине, а у обездвиженного человека по анализу крови. Пьяным считался тот, у кого в крови обнаружено 0,5 промилле спирта.
Когда был установлен абсолютный ноль содержания алкоголя, все эти измерения стали не нужны. Но после огромного количества судебных разбирательств, когда людей лишали прав за сотые доли алкоголя в выдохе, было принято решение установить погрешность для алкотестеров. Необходимость в возвращении промилле также появилась, но про них не вспомнили. В итоге они так и не вернулись ни в инструкцию минздрава, ни в закон. И вот теперь депутаты исправили этот пробел.
Статья 12.8 КоАП предусматривает ответственность в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Теперь к этой формулировке, после того как поправку утвердит Совет Федерации и подпишет президент, будет добавлено, что ответственность наступает и при концентрации алкоголя в крови 0,3 или больше промилле.
Это нововведение, кстати, будет полезно не только для МВД, которое и разработало проект закона, но и для самих водителей. Недавно водитель, у которого алкотестер показал, что он выпил лишнего, тут же у того же нарколога сдал кровь. В крови алкоголь не обнаружился. Однако суд лишил водителя прав, сославшись именно на то, что анализ крови никаким законом не предусмотрен.
Напомним, что за управление в нетрезвом виде водителю грозит штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от полутора до трех лет. За повторное управление в нетрезвом виде грозит уголовная ответственность. Это как минимум штраф от 200 до 300 тысяч рублей, как максимум - лишение свободы на срок до двух лет.
Напомним, что попросить дыхнуть в алкотестер инспектор может при наличии признаков опьянения водителя. А именно - неустойчивость позы, невнятная речь, выраженное дрожание пальцев рук, покраснение кожных покровов лица и запах алкоголя. При этом, перед тем как протянуть прибор, инспектор должен заполнить протокол об отстранении от управления, а также протокол об алкогольном освидетельствовании. Такое освидетельствование проводится либо в присутствии понятых, либо под видеозапись всего процесса.
Направить на медосвидетельствование инспектор может только после того, как провел алкогольное освидетельствование на месте. Отсутствие у него прибора - не причина для направления к врачу. Водитель сам может отказаться от алкогольного освидетельствования и потребовать провести медицинское. В этом случае это не будет считаться отказом от медосвидетельствования. Направление на медосвидетельствование также производится в присутствии понятых или под видеозапись.
Напомним, что в случае, если медосвидетельствование показало, что водитель трезв, инспекторы обязаны его доставить обратно к машине.
В 2017 году произошло 16 265 ДТП с участием нетрезвых водителей. Это на 3,4 процента меньше, чем годом ранее. В них погибло 4647 человек, что на 4,2 процента меньше, чем в 2016 году. Ранения получили 22 049 человек. Это на 3,8 процента меньше, чем в предыдущем году.
КОММЕНТАРИИ
Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:
- Еще когда мы разрабатывали законопроект о введении суммарной погрешности приборов, в нем предусматривалось установление опьянения и по крови. Однако из-за сложностей с согласованием норма не прошла. Но предполагалось, что минздрав вернет ее своим приказом. Ведь он устанавливает правила проведения медосвидетельствования. Однако этого сделано не было. Хотя, казалось бы, чего проще - пересчитать содержание алкоголя в выдохе на его содержание в крови. В итоге четыре года не привлекались к ответственности пьяные водители, которые после аварии находились в бессознательном состоянии. Поэтому и появился этот проект, инициированный МВД.
Ярослав Нилов, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов:
- В административном кодексе зафиксировано допустимое содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, но на практике бывают случаи, когда водитель пьян и находится в бессознательном состоянии. А забор крови и ее анализ, с точки зрения административного кодекса, сейчас не позволяют установить факт опьянения. Этот пробел можно было не допустить пять лет назад.
Сейчас Госдума исправляет ошибки прошлого. Еще когда этот проект принимался в первом чтении, фракция ЛДПР предложила разобраться, почему эта поправка не была принята несколько лет назад. При принятии закона об отмене нулевых промилле мы обращали внимание на то, что пить за рулем нельзя, но, исходя из сложившейся мировой практики, допустимая доля содержания спирта должна быть определена как в выдыхаемом воздухе, так и в крови. Госдума нас тогда не поддержала. Но мы оказались правы, и поправка принята сейчас.
Игорь Моржаретто, автообозреватель радио "Вести FM":
- Эта поправка больше предназначена для сотрудников ГИБДД, наркологов и судей, чем для простых водителей. Для них в связи с ее принятием не меняется абсолютно ничего. Как нельзя было до сих пор выпивать спиртосодержащие напитки, так же нельзя этого делать и в будущем. Управлять автомобилем в нетрезвом состоянии категорически запрещено. Установленная ныне допустимая доля алкоголя, содержащегося в выдохе, вовсе не разрешает выпить даже чуть-чуть. Это просто показатель для правоприменителей, кого считать пьяным, а где неточность прибора. Установление такого же показателя для крови - это приведение к общему знаменателю различных тестов.