Полномочия по продлению срока домашнего ареста или заключения под стражей для обвиняемых передаются от следователя к прокурору. Такая норма закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ законом, который публикует «Российская газета».
Федеральный закон «О внесении изменений в УПК РФ в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства» принят Госдумой 7 февраля 2018 года, а 19 февраля его подписал президент России Владимир Путин.
“По практике, прокуроры гораздо лояльнее подходят к избранию меры пресечения, нежели следователи. То есть количество домашних арестов может вырасти в сравнении с заключениями в СИЗО
Согласно справке Государственно-правового управления президента, исчисление срока домашнего ареста или содержания под стражей в период предварительного расследования осуществляется до направления уголовного дела прокурору.
«Закон направлен на более четкое разграничение ответственности за соблюдением сроков мер пресечения в отношении обвиняемых до передачи уголовного дела в суд, - пояснил «РГ» известный юрист и правозащитник Александр Хуруджи. - Ранее ответственность за соблюдение таких сроков лежала целиком на органах следствия, которые должны были отслеживать их и при необходимости продлевать их через ходатайства в суде».
При этом, по словам эксперта, возникала юридическая коллизия. Когда дело передавалось прокурору для изучения и утверждения обвинительного заключения, то формально это дело уже было не в ведении следственного органа. А обязанность по соблюдению сроков избранной меры пресечения обвиняемого оставалась на следственном органе, который по факту не мог контролировать этот вопрос.
«И хотя срок утверждения обвинительного заключения прокурором небольшой, но были случаи, когда он нарушался. Во избежание таких процессуальных нарушений законодатель обязал прокуратуру самостоятельно отслеживать соблюдение сроков исполнения мер пресечения в отношении обвиняемых и при необходимости ходатайствовать об их продлении после получения дела из следственного органа», - пояснил Хуруджи.
«Если срок домашнего ареста или содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения по уголовному делу прокурором или судом, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении указанного срока», - говорится в пояснении к закону.
Управляющий партнер юридической компании Алим Бишенов не исключает, что принятие такого закона свидетельствует о реализации либерального уклона уголовного законодательства.
«Возможно, законодательное изменение поспособствует увеличению количества ходатайств о заключении подследственных под домашний арест вместо заключения их под стражу», - считает юрист. Ведь, судя по практике, прокуроры гораздо лояльнее подходят к избранию меры пресечения, нежели следователи.