На «Деловом завтраке» в «Российской газете» президент Федеральной палаты адвокатов России Юрий Пилипенко сообщил, что приняты специальные стандарты по работе адвоката в уголовном деле. Они содержат порядок обязательных действий, без которых невозможна добросовестная защита.
Такой распорядок для защитника обезопасит граждан от халтурных или неквалифицированных решений адвоката. Другое новшество, утвержденное палатой, - внедрение специальной электронной системы, которая сама будет выбирать защитников по назначению.
Юрий Сергеевич, Совет палаты утвердил единый Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. Что это даст гражданам, которым требуется защита в суде?
Юрий Пилипенко: В апреле в Уголовно-процессуальный кодекс по инициативе президента России внесен ряд важных изменений, направленных на обеспечение дополнительных гарантий независимости адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности. Одно из них обязывает правоохранительные органы и суд учитывать принятый нашей палатой порядокучастия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда дознаватели и следователи игнорируют решения органов адвокатского самоуправления и назначают для участия в уголовных делах "удобных" адвокатов. Соответствующие поправки в июле внесены и в закон об адвокатуре.
И это поможет искоренить такое явление, как "карманные адвокаты"?
Юрий Пилипенко: Да, это эффективный инструмент. Кстати, должен заметить, что такая проблема существует не только в России, но и во многих других странах.
Например, в Азербайджане адвокатов, незаконно сотрудничающих с правоохранительными органами, называют "пайковыми", имея в виду, что они получают своего рода "паек" от следствия. В США, кстати, тоже немало адвокатов, которые предпочитают не спорить со следствием, а договариваться. Причем так поступают не только адвокаты, назначенные государством, но и работающие за гонорар. Так что в российской адвокатуре не самая худшая ситуация, а в профессионализме наши адвокаты иностранным коллегам уж точно не уступают.
А какие меры борьбы с "карманными адвокатами" принимались до введения единого порядка?
Юрий Пилипенко: Все выявленные случаи становились предметом дисциплинарного разбирательства. Должен сказать, что региональные палаты в таких ситуациях, как правило, применяют к адвокатам самую строгую меру дисциплинарной ответственности - лишение статуса.
В течение 15 лет существования единой адвокатской корпорации, созданной и действующей на основании Закона об адвокатуре, за незаконное сотрудничество с правоохранительными органами и судом, а также другие серьезные дисциплинарные проступки был прекращен статус примерно 7 тысяч адвокатов. Это очень большое число. Особенно если учесть, что первоначально адвокатская корпорация включала в себя примерно 50 тысяч человек (сейчас адвокатов с действующим статусом - около 72 тысяч).
За полтора десятка лет, прошедших с момента объединения адвокатуры, из нее были исключены 14 процентов членов. Какая другая профессиональная корпорация занимается самоочищением настолько эффективно? Ни одна, кроме адвокатуры.
Значит, в качестве рецепта предлагалась "чистка"?
Юрий Пилипенко: Это необходимая мера, но главное - устранить причину, то есть полностью разорвать связи между правоохранительными органами, судом и "карманными защитниками".
Давайте подумаем: почему существуют так называемые "карманные адвокаты", кому это выгодно? Конечно, тем, кто заинтересован в адвокате, который, не задавая вопросов, подписывает протоколы. Или даже помогает убедить человека в том, что лучше признаться и тогда якобы за преступление не будет наказания - отпустят домой, и все закончится. Но есть и другая проблема: "черные списки" адвокатов.
То есть списки тех, кто хуже "карманных"?
Юрий Пилипенко: Для кого как. В эти списки попадают адвокаты, которые занимают принципиальную, бескомпромиссную позицию по делу. Их стараются не приглашать, потому и появляются негласные "черные списки". В тех регионах, где основной объем занятости адвокатов составляют дела по назначению, а таких регионов - большинство, попасть в "черный список" означает, по сути, остаться без средств к существованию.
Но раз такое "сотрудничество" многим выгодно, разбить привычные связки правоохранителей и судей с адвокатами не так-то просто?
Юрий Пилипенко: Непросто, потому что для этого надо лишить суды и правоохранительные органы даже малейшей возможности влиять на выбор адвоката. И адвокатура уже создала эффективные инструменты, которые позволяют этого добиться. Один из них - введение электронной системы распределения дел по назначению.
Поясню. Сложилось несколько подходов к назначению адвокатов в процесс в соответствии ст. 51 УПК РФ, потому что раньше систему распределения дел выстраивали отдельно в каждом регионе.
В некоторых регионах, например, составлялся график дежурств адвокатов: сегодня Петров, завтра Сидоров и т.д. Без жесткого контроля со стороны органов адвокатского самоуправления эта система допускает возможность существования "карманных адвокатов". Ведь график дежурств - не тайна, и следователь знает, что сегодня дежурит неудобный адвокат Петров, а завтра придет удобный Сидоров. Значит, лучше назначить следственные действия на завтра.
Некоторые палаты создали колл-центры - дознаватель, следователь либо судья звонит по специальному номеру телефона или направляет сообщение по электронной почте. Сотрудники колл-центра принимают от них поручения на защиту по назначению, вносят информацию в базу данных специальной компьютерной программы, распределяют поручения между адвокатами и высылают уведомления о том, что адвокат по запросу направлен. Таким образом, сращивание с правоохранительной системой становится невозможным.
А самые передовые адвокатские палаты уже внедрили электронную систему распределения дел, при которой дознаватель, следователь либо судья должен зайти на сайт палаты, открыть соответствующую страницу, внести в специальную форму определенные данные, а компьютерная программа по своему алгоритму выберет адвоката.
Теперь порядок распределения дел будет одинаковым по всей стране?
Юрий Пилипенко: Мы решили не создавать полностью унифицированный регламент, потому что у нас 85 субъектов РФ уже наработали свою практику и она различается. Порядок устанавливает единые подходы к назначению адвокатов, но учитывает региональные особенности. Поэтому возможно использование нескольких способов распределения поручений на защиту между адвокатами.
Мы уверены, что приняли эффективный алгоритм работы, но не собираемся останавливаться на достигнутом и будем постепенно приводить порядок назначения к единому знаменателю. Ряд моих коллег и я видим такую перспективу: где-нибудь в Сибири стоит один сервер, который содержит данные о каждом из 78 тысяч адвокатов России. А дознаватели, следователи и судьи со всей страны - от Калининграда до Чукотки - обязаны вызывать адвоката через Интернет. И только в случае такого вызова адвокат входит в дело.
И едет три дня на поезде, если ваша электронная система вызвала его издалека…
Юрий Пилипенко: Нет, адвокат должен быть только из того региона, где ведется дело.
Но устранение связей между сотрудниками правоохранительных органов, судьями и недобросовестными адвокатами не решает полностью проблему качества уголовной защиты. Важно ведь не только то, какой адвокат войдет в дело, но и то, как он отработает. По нашим правилам, качество защиты по назначению и по соглашению (то есть за вознаграждение) не должно различаться.
Есть такие правила?
Юрий Пилипенко: Да, согласно Кодексу профессиональной этики обязанности адвоката при оказании юридической помощи не различаются в зависимости от того, на какой основе он эту помощь оказывает - бесплатно, по назначению или за гонорар.
Кроме того, VIII Всероссийским съездом адвокатов в апреле этого года утвержден Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве. Это обязательный для исполнения документ, содержащий минимальные требования к деятельности адвоката, который ведет защиту по уголовному делу.
Стандарт не ограничивает адвоката в использовании не запрещенных законом средств для защиты, но определяет минимум действий, которые необходимо совершить при работе по каждому делу.
Например, на первом свидании с подзащитным в СИЗО адвокат должен встретиться наедине со своим подзащитным, спросить, не применялись ли до его прихода незаконные методы допроса и дознания. Ознакомившись с материалами уголовного дела, он при необходимости должен заявить ходатайства в соответствии с правовой позицией по делу и т.д. Стандарт содержит 18 пунктов, в которых конкретизируются обязанности адвоката, являющегося защитником в уголовном судопроизводстве.
Это, с одной стороны, ориентиры для начинающих адвокатов, а с другой - объективные критерии оценки качества защиты. Когда возникают сомнения, хорошо или плохо отработал защитник, прежде всего надо проверить, выполнил ли он установленные Стандартом правила.
Важным событием в юридическом мире стал проект Концепции реформирования рынка юридических услуг, опубликованный Минюстом. Документ значительно повышает статус адвокатуры. Один из ключевых моментов: предусматривается, что с 2023 года оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования. Какую реакцию вызвал этот документ?
Юрий Пилипенко: Опубликованный Минюстом в октябре проект стал итогом шестилетней работы - тщательного изучения вопроса, многочисленных консультаций с представителями всех сегментов сферы оказания юридической помощи, которые так или иначе затронет реформа. В результате по тем положениям, которые раньше вызывали споры, достигнут консенсус. Подготовлен содержательный, аргументированный документ, намного более взвешенный и сбалансированный, чем его предыдущие редакции.
На наш взгляд, он заслуживает поддержки, хотя, разумеется, это не исключает предложений по корректировке некоторых пунктов проекта. Крайне важно, что главный приоритет Концепции - обеспечить качественной юридической помощью всех, кто в ней нуждается. Как показывает мировой опыт, эта цель достижима только при условии, если все участники рынка юридической помощи, которые на постоянной основе занимаются судебным представительством и правовым консультированием, будут подчиняться единым правилам.
То есть требования к профессиональной квалификации, деятельности по оказанию юридической помощи, профессиональному поведению, механизмы контроля и ответственности будут общими. И, что самое главное, гарантирующими определенный уровень качества помощи. А такие гарантии дает только адвокатура - самоуправляемая профессиональная корпорация. Она обеспечивает высокий уровень знаний и навыков за счет серьезного квалификационного экзамена, регулярного повышения квалификации, а также обладает механизмами привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности за нарушение обязательств перед доверителями и несоблюдение законодательства.
Именно поэтому предлагаемое Концепцией объединение практикующих юристов возможно только в рамках адвокатуры. Таким образом, документ направлен на укрепление адвокатуры как единственного правового института, цель деятельности которого - оказание квалифицированной юридической помощи. Очень радует, что Минюст предлагает именно такой - институциональный - подход к решению проблемы, напрямую касающейся каждого гражданина нашей страны.
При этом предлагается комплексная реформа, и проводиться она будет поэтапно: вначале - расширение численности адвокатуры за счет приема в корпорацию практикующих юристов путем сдачи экзамена в упрощенном порядке, а затем - введение исключительного права адвокатов на судебное представительство и на оказание других видов юридической помощи на договорной основе.
Сейчас, как известно, сфера оказания профессиональной юридической помощи регулируется лишь частично. Адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Деятельность других участников рынка, не имеющих адвокатского статуса и предоставляющих юридические услуги неограниченному кругу лиц (коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства международных юридических фирм, юристы, оказывающие правовые услуги в составе некоммерческих организаций и общественных объединений) не регулируется.
Поэтому исключить из этой сферы неквалифицированных и недобросовестных участников невозможно. Более того, адвокаты, лишенные профессионального статуса за нарушения законодательства и Кодекса профессиональной этики, могут спокойно продолжать практику на "диком" рынке.
Что вы подразумеваете под комплексной реформой?
Юрий Пилипенко: Проект Концепции предусматривает не просто установление законодательных правил, обеспечивающих введение так называемой "адвокатской монополии", но и модернизацию адвокатуры. Затем будет разработан временный упрощенный порядок перехода в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь. Далее предполагается прием в нашу корпорацию всех заинтересованных в этом практикующих представителей юридического сообщества. И только после этого, с 2023 года, будет введено исключительное право адвокатов на представительство в суде и оказание других видов юридической помощи.
Кстати, прошу не воспринимать термин "исключительное право" и понятие "адвокатская монополия" в качестве абсолютных. Проект предусматривает ряд категорий юристов, профессиональную деятельность которых реформа не затронет. Это, например, государственные и муниципальные служащие, нотариусы, юристы, состоящие в штате организаций (так называемые "инхаусы"), участники государственной системы бесплатной юридической помощи.
Так что из правила об "адвокатской монополии" будет много исключений. Это и есть продуманный, комплексный подход к реформированию: упорядочение, подчинение единым правилам той части рынка юридической помощи, которая сейчас не регулируется, удаление из этой сферы недобросовестных участников.
А что означает модернизация адвокатуры?
Юрий Пилипенко: Эту часть проекта я бы условно разделил на два блока: развитие действующих механизмов и введение новых.
Первый блок - это, с одной стороны, регулируемые самой адвокатской корпорацией вопросы, такие как система повышения квалификации, введение и применение стандартов адвокатской деятельности, участие в программах оказания юридической помощи на основе pro bono, то есть безвозмездно. С другой стороны - законодательные гарантии эффективности нашей работы, прежде всего институты адвокатского запроса и адвокатской тайны, вопросы участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи.
Ко второму блоку относятся предлагаемые Концепцией возможности для адвоката работать по трудовому договору с адвокатским образованием, по найму у другого адвоката, вести адвокатскую деятельность в организационно-правовой форме коммерческой корпоративной организации, а также гибкий режим налогообложения (в зависимости от формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи).
"В перспективе планируется, что следователи и суды будут вызвать адвокатов через единый сервис в интернете
Эти условия предусмотрены для того, чтобы представители юридического бизнеса могли, вступив в адвокатскую корпорацию, продолжить свою деятельность в формах, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов (граждан, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления). То есть своих клиентов никто не потеряет - с кем работали, с теми и будут работать, только получат статус адвоката.
Кроме того, как известно, адвокатура - одна из самых конкурентных профессий, поэтому объединение практикующих юристов в рамках адвокатской корпорации не приведет к повышению стоимости юридической помощи. И, как я уже сказал, Концепция предполагает расширение практики оказания юридической помощи бесплатно для малообеспеченных граждан.
Адвокатура к реформе готова, и многие мои коллеги считают, что ее проведение возможно даже в более короткие сроки, чем предусмотрено Концепцией.
Зарубежные юристы тоже должны будут вступить в адвокатуру?
Юрий Пилипенко: Да, если захотят оказывать юридическую помощь по вопросам российского права. Если же предпочтут ограничиться помощью по вопросам права своего государства, то достаточно будет регистрации в специальном реестре, который ведет Минюст. Разумеется, такая регистрация будет возможна только при соблюдении принципа взаимности - российские адвокаты должны иметь право оказывать юридическую помощь на территории соответствующего иностранного государства.
Правило о регистрации действует и сейчас - эта норма есть в Законе об адвокатуре. Но требования о соблюдении принципа взаимности она не содержит, а главное - в условиях "дикого" рынка просто отпадает необходимость в регистрации. Поэтому число зарегистрировавшихся зарубежных юристов ничтожно по сравнению с их реальным количеством в нашей стране.
Концепция предлагает реальный и справедливый способ поставить российских и зарубежных юристов в равные конкурентные условия, что важно в том числе и для защиты национальных интересов.
Вы говорите и о бесплатной, и о безвозмездной юридической помощи. Есть разница?
Юрий Пилипенко: Да. Когда мы говорим о бесплатной помощи, то имеем в виду, что за нее не платит сам гражданин, эту помощь получающий. Но работа того, кто ее предоставляет, может оплачиваться государством, а может не оплачиваться вообще.
Государство субсидирует юридическую помощь в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, а также юридическую помощь в рамках государственной системы, действующей на основании Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
"На первом свидании в СИЗО адвокат должен спросить у подзащитного, не было ли недозволенного давления
Безвозмездная, то есть не субсидируемая государством помощь - это практика pro bono publico, что в переводе с латинского означает "для общественного блага". Должен сказать, что в России такая практика появилась задолго до того, как пришел из-за рубежа сам термин. Присяжные поверенные всегда безвозмездно оказывали малоимущим помощь "по праву бедности", и современная адвокатура продолжает эту традицию.
Причем даже в тех случаях, когда формально юридическая помощь относится к субсидируемой. Дело в том, что адвокат, участвующий в государственной системе бесплатной помощи, для подтверждения своего права на вознаграждение должен собрать массу справок. А во многих субъектах РФ установленные региональными законами ставки настолько низкие, что адвокаты предпочитают, не теряя время и силы на бюрократические процедуры, помогать людям pro bono.
Но, конечно, адвокатская практика pro bono этим далеко не исчерпывается - ряд адвокатских бюро и коллегий занимаются такой работой. И многие региональные палаты организуют участие адвокатов в проектах pro bono, в том числе совместно с Ассоциацией юристов России - достаточно назвать Всероссийские дни бесплатной помощи. Кстати, начиная с 2018 г. адвокатура будет два раза в год проводить собственные дни бесплатной помощи.
Незадолго до публикации Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи обсуждались идеи о том, чтобы интересы граждан в суде представляли только юристы. Соответствующий законопроект в сентябре внес в Государственную Думу председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, который в то время был также председателем Ассоциации юристов России. Как Вы относитесь к этой идее?
Юрий Пилипенко: Отрицательно. Подобные идеи ведут к образованию "параллельной адвокатуры", для принадлежности к которой достаточно будет диплома о высшем юридическом образовании. Но такой документ сам по себе никак не может означать, что его обладатель имеет достаточный опыт и знания, чтобы заниматься самым сложным видом квалифицированной юридической помощи - судебным представительством.
Кроме того, необходим постоянный контроль за тем, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности, повышает ли профессиональную подготовку. Эти требования вместе с другими, гарантирующими квалифицированность юридической помощи, установлены лишь для адвокатов. При вступлении в корпорацию они должны иметь не только высшее юридическое образование, но и стаж работы по юридической специальности. А затем обязаны постоянно повышать квалификацию, подчиняться определенным профессиональным и этическим правилам, нести дисциплинарную ответственность за их невыполнение.
Если же говорить о качестве юридического образования, то у нас есть предложение, как его улучшить. На мой взгляд, это суперважная идея. Она сводится к тому, чтобы закрыть ведомственные юридические вузы. Сейчас у суда есть свои вузы, у всех правоохранительных и силовых ведомств - свои, есть также кадетские корпуса.
В результате достаточно давно существуют большие группы юристов, которые, казалось бы, принадлежат к одной профессии, имеют дипломы одинаковой силы, а в судебном процессе общаются друг с другом словно на разных языках. Ведь совершенно очевидно, что в школе полиции, например, акцент делается на том, как найти, схватить и покарать. Необходимо, чтобы юридическое образование стало универсальным для всех.
А специализация?
Юрий Пилипенко: Она всегда возможна. И, кстати, в проекте Концепции этот вопрос рассматривается достаточно подробно, потому что по мере совершенствования в профессии, углубления знаний выбор определенной отрасли права в качестве основной или даже единственной практики становится насущной необходимостью.
Среди изменений, которые по инициативе президента России внесены в УПК РФ, есть норма, согласно которой адвокат теперь не допускается, а вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера и с этого момента имеет право на свидания с подозреваемым или обвиняемым, содержащимся под стражей. Но, как известно, и после вступления этой нормы в силу в некоторых СИЗО и колониях продолжали требовать от адвокатов предъявления дополнительных документов, например удостоверения личности или разрешения следователя. Какая ситуация сейчас?
Юрий Пилипенко: С просьбой устранить подобные нарушения профессиональных прав адвокатов по оказанию юридической помощи подзащитным Федеральная палата адвокатов обратилась в Министерство юстиции. Как сообщил в начале октября заместитель министра юстиции Денис Новак, по запросу Минюста Федеральная служба исполнения наказаний направила в Министерство информацию о том, что поручила своим территориальным органам исключить случаи предъявления к адвокатам требований о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных законодательством. После этого сообщений о новых нарушениях пока не поступало.
"72 тысячи адвокатов с действующим статусом сейчас объединяет профессиональная корпорация - Федеральная палата адвокатов
А в ноябре Федеральная палата адвокатов обратилась к заместителю министра юстиции Денису Новаку с просьбой инициировать разработку законопроекта о внесении в Закон об адвокатуре поправки, которая придаст удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность. Сейчас адвокатское удостоверение не отнесено профильным законом к документу, подтверждающему личность адвоката. Между тем статус служебного удостоверения сотрудника органов внутренних дел таков, что его можно использовать вместо паспорта или удостоверения личности для беспрепятственного прохода в учреждения и организации. И мы считаем, что удостоверение адвоката должно иметь аналогичный статус.