Владимир Путин внес в Госдуму проект, частично декриминализующий 282-ю статью Уголовного кодекса. Так, согласно законопроекту, уголовная ответственность будет наступать, только если нарушение совершено более одного раза в течение года.
В действующей редакции статьи уголовное дело может возбуждаться и в отношении человека, ни разу не привлекавшегося за возбуждение вражды в административном порядке.
Отмечается, что эта инициатива призвана исключить случаи привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства.
Госдума рассмотрит поправки 8 октября.
По статистике Генпрокуратуры, львиную долю уголовных дел об экстремизме заводят именно за публикации в интернете. Так, в прошлом году Сети касались 75% дел по этой статье.
Большой общественный резонанс вокруг этой темы возник после многочисленных сообщений из регионов, где только с начала 2018-го завели сотни уголовных дел по этому составу. Одно из самых известных — дело барнаульской студентки Марии Мотузной, которой грозит до пяти лет лишения свободы за картинки, опубликованные в соцсети.
«Административная преюдиция недопустима»
Депутат Юрий Синельщиков заявил, что в целом поддерживает инициативу президента, но выступает против административной преюдиции.
«То есть совершил административный проступок и потом снова за административный проступок тебя привлекут. Это нехорошее явление. Это повторное совершение административного проступка, которое перерастает в уголовное преступление — такая практика была осуждена в начале 90-х годов совершенно правильно», — заявил он.
По словам парламентария, «главная беда» на практике заключается в том, что первый проступок не расследуется в уголовно-правовом порядке — в административном порядке дается оценка человеку.
«Когда совершается второй проступок, первый не расследуется, берется все на веру. Этот упрощенный порядок ложится в основу приговора. Это нельзя делать», — заключил Синельщиков.
«За мысли наказывать нельзя»
В свою очередь, партнер юридической компании Polegis Сергей Кормилицин заявил, что уголовная ответственность по статье об экстремизме — во многих случаях чрезмерное наказание, ее следует применять для вопиющих случаев, когда кто-то действительно нарушает права человека.
По его словам, следственные органы и судьи должны тщательнее расследовать и рассматривать такие дела.
«Нужно смотреть, действительно ли здесь есть состав правонарушения, действительно ли это преступление, а не какое-то волеизъявление человека, его мысли, за которые наказывать в принципе нельзя», — считает юрист
Кормилицын отметил, что есть случаи, когда человека наказывали за его мысли, а не фактически совершенное преступление.
«По сути дела, картинкой может быть мысль другого человека. А тому, кто поставил лайк, может быть, нравится эта мысль, но он ничего не сделал, экстремизма в его действиях нет, но человека за это сажают», — добавил он.
Подходит для стабильного общества
Как считает завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ, профессор Леонид Головко, частичная декриминализация 282-й статьи позволит разграничить реальный экстремизм и действия в социальных сетях, которые не несут общественной опасности.
По мнению эксперта, частичная декриминализация данной статьи ориентирована на абсолютно стабильную ситуацию в обществе.
«Предполагаю, в случае нестабильности ситуации, межнациональных, межрелигиозных столкновений, которые вспыхивали в нашей истории последние 30 лет, наверное, будет предложено какое-то иное решение, потому что при тревожных ситуациях нужно действовать оперативно», — подчеркнул он и добавил, что декриминализация рискованна там, где есть призывы к реальным погромам.
Mail.Ru поддержал
В Mail.Ru Group поддержали законопроект. В компании выразили готовность стать площадкой для привлечения общественной экспертизы по вопросу декриминализации действий пользователей в интернете.
Как сообщил РИА Новости генеральный директор интернет-компании Борис Добродеев, эта президентская инициатива — важный сигнал для реализации необходимых изменений как в законодательстве, так и в правоприменительной практике.
«Декриминализация действий пользователей, совершенных в интернете, отвечает интересам российской интернет-индустрии», — сказал он.