Отвечая на вопросы стран – членов ООН, глава Минюста Александр Коновалов сообщил, что во многих случаях, когда в ходе обсуждения говорилось о дискриминации и нарушении прав человека в РФ, речь шла о преследовании за конкретное нарушение закона, никак не связанное с половой ориентацией, политическими убеждениями, пристрастиями, взглядами, религиозными убеждениями.
14 мая в Женеве и.о. министра юстиции РФ Александр Коновалов на 30-й сессии рабочей группы Совета ООН по правам человека представил доклад о соблюдении прав человека в России. Последний раз Российская Федерация отчитывалась о своей деятельности в 2013 г.
На сайте ООН указывается, что в преддверии доклада России были направлены вопросы о ситуации в Крыму, положении правозащитников, свободе слова, законе о домашнем насилии, безопасности журналистов, цензуре и закрытии интернет-сайтов, правах детей, преследованиях представителей ЛГБТ-сообщества.
В отношении последних Александр Коновалов сообщил, что во многих случаях, когда в ходе обсуждения говорилось о дискриминации и нарушении прав человека в РФ, речь шла о преследовании за конкретное нарушение закона, никак не связанное с половой ориентацией, политическими убеждениями, пристрастиями, взглядами, религиозными убеждениями и т.д. По поводу Крыма и.о. министра подчеркнул, что он, как и Севастополь, вошли в состав России на основании референдума и, вопреки заявлениям ряда участников обсуждения, не являются «оккупированной территорией».
В докладе указано, что в нем отражены результаты дальнейшего укрепления нормативной и структурной основы поощрения и защиты прав человека на всей территории РФ, а также результаты выполнения рекомендаций, принятых в рамках добровольных обязательств по итогам представления второго национального доклада.
Так, в документе указывается, что в отчетный период на основании решений Конституционного Суда были внесены изменения либо подготовлены законопроекты, касающиеся права иностранных граждан и лиц без гражданства с ВИЧ-инфекцией, а также излечившихся от туберкулеза на пребывание и проживание в России, права осужденных на длительные свидания, постановки иностранного гражданина на миграционный учет, сокращения случаев выдворения за пределы страны иностранных граждан, имеющих устойчивые социальные связи в Российской Федерации, за незначительные нарушения миграционного законодательства.
Сообщается, что была проведена работа по либерализации и гуманизации уголовного законодательства: расширен перечень преступлений в сфере экономической деятельности, по которым предусмотрено освобождение от ответственности при возмещении причиненного ущерба; введен новый вид освобождения от ответственности с уплатой судебного штрафа; предусмотрена административная преюдиция как условие уголовной ответственности за повторную неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; увеличены размеры мелкого хищения для целей административной ответственности; в отдельные составы преступлений с более мягким наказанием выделены мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество. Также отмечается, что с 2013 г. усовершенствован уголовно-правовой механизм противодействия коррупции и установлена ответственность за непрямые формы подкупа.
В докладе указывается, что во всех субъектах РФ завершено становление института уполномоченного по правам ребенка, а в законодательство внесены изменения, определившие основы их деятельности.
Отмечая деятельность в сфере международного сотрудничества в области прав человека, в докладе подчеркивается, что вопросы борьбы с расизмом, ксенофобией, агрессивным национализмом, этнической и религиозной нетерпимостью, неонацизмом, сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации истории имеют принципиальное значение для Российской Федерации.
Как сообщается в докладе, Россия продолжает взаимодействовать со специальными процедурами Совета ООН по правам человека. За 2013–2017 гг. страну посетили специальные докладчики по вопросу независимости судей и адвокатов и по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, а также состоялись выездные межсессионные заседания Экспертного механизма СПЧ по правам коренных народов и Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов.
В документе отмечается, что с момента последнего доклада была введена административная ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах, содержащей ограничения дискриминационного характера. По мнению докладчиков, незначительное количество обращений в связи с случаями дискриминации с 2013 г. по июнь 2017 г. (4 обращения) свидетельствует об эффективности принятых Российской Федерацией мер.
Обращается внимание на то, что законодательством установлен абсолютный запрет для государственных служащих на оказание каких-либо предпочтений отдельным социальным группам. Вменена необходимость учета особенностей различных этнических групп и продвижения межнационального и межконфессионального согласия.
Указывается, что в рамках политики гармонизации межконфессиональных отношений в 2015 г. были образованы Федеральное агентство по делам национальностей, деятельность которого нацелена на решение ключевых задач национальной политики, а также Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, который на постоянной основе проводит лекции, направленные на поощрение терпимости и недопущение любых форм расовой дискриминации и ксенофобии. Также с 2013 г. в России проходят различные мероприятия, направленные на воспитание толерантности к представителям различных этносов.
Также в докладе отмечается, что Россией были приняты Стратегия развития воспитания и Концепция информационной безопасности детей, ужесточена ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Уточняется, что законодательство дополнилось положениями, в соответствии с которыми законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле при наличии оснований полагать, что его действия наносят ущерб интересам ребенка.
В документе поясняется, что в законодательство внесены изменения, направленные на регулирование вопросов, связанных с рассмотрением в судебном порядке заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора РФ.
Говорится в докладе и о том, что реализация одного из направлений Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 гг. «Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин» предполагает совершенствование и либерализацию законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, в том числе женщин, имеющих детей, а также совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия.
Указывается, что законодательство дополнилось положениями, предусматривающими социальную доплату к пенсии детей-инвалидов, а также право детей-инвалидов на прием на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований, была установлена возможность неполного рабочего времени для одного из родителей, имеющего ребенка-инвалида, а также предоставления отпуска в удобное для него время.
Для пенсионеров была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения на период до 2025 г., направленная на поддержку и повышение их качества жизни, включая материальное обеспечение, улучшение медицинского обслуживания и оказание социально-бытовых услуг.
В документе отмечается, что в 2016 г. был принят закон, предусматривающий эффективные формы контроля за применением к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, физической силы, специальных средств и оружия, а также регламентирующий привлечение к ответственности за превышение должностных полномочий при нарушении прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, сообщается, что законодательно были закреплены понятия «торговля детьми», «эксплуатация детей», «жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей», определены меры по противодействию таким преступлениям, установлена ответственность за создание условий для торговли детьми и их эксплуатации.
В отношении принципов гласности, открытости и прозрачности при осуществлении правосудия поясняется, что они реализуются путем активного использования интернета. Принцип доступности судопроизводства обеспечивается возможностью присутствовать в открытом судебном заседании лицам, не являющимся участниками процесса, в том числе представителям СМИ. Для обеспечения доступности правосудия созданы ГАС «Правосудие», а также система электронного правосудия федеральных арбитражных судов, официальные сайты судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества, органов Судебного департамента. Кроме того, на сайтах всех судов предусмотрена возможность электронной подачи обращения.
В документе указывается, что в 2013 г. принят ряд законодательных поправок, направленных на дальнейшую реализацию принципа независимости судей – закреплен запрет на оказание влияния на судью по вопросам реализации им своих полномочий, установлен единый порядок осуществления деятельности судов по размещению в интернете информации о внепроцессуальных обращениях, расширен перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к судьям, уточнены составы дисциплинарных проступков, а также основания и процедура привлечения судей к такой ответственности. Более того, укреплены материальные и социальные гарантии судей.
Также отмечается, что с 2013 г. существенно изменен порядок проверки и пересмотра судебных решений: установлено единое апелляционное производство во всех судах второй инстанции, изменено производство в кассационной и надзорной инстанциях, производство по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
За отчетный период в России была проведена работа по развитию сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Кроме того, поясняется, что в 2015 г. вступил в силу КАС РФ, который расширил права лиц, участвующих в административном судопроизводстве.
В документе указывается, что в данный момент в России ведется работа по совершенствованию законодательства в целях повышения качества предоставления бесплатной юридической помощи и ее доступности.
Отмечается, что одним из направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. является оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников.
Сообщается, что с 1 января 2017 г. применяется новый вид уголовного наказания, альтернативный лишению свободы, за преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые – принудительные работы.
В докладе также указывается, что в России продолжается совершенствование законодательства о собраниях, в результате которого внесены изменения, уточняющие порядок подачи уведомления о проведении публичных мероприятий в случае, когда срок подачи уведомления полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.
Отмечается, что в российском законодательстве на сегодняшний день принят всеобъемлющий и комплексный подход, защищающий свободу слова и выражения мнения. Установлен запрет на воспрепятствование деятельности журналистов. Защищаются источники информации, а для их раскрытия необходимо решение суда. За отчетный период зарегистрировано 25 преступлений по составу «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», выявлено 29 лиц, совершивших преступления.
Кроме того, поясняется, что Россия внесла изменения в законодательство, предусматривающие установление норм об ограничении доступа к интернет-сайтам, распространяющим информацию с нарушением авторских прав.
Доклад содержит информацию и о том, что в 2013 г. была введена норма по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Отмечается, что Россия поддерживает финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку некоммерческим организациям через гранты Президента РФ. Кроме того, с 1 января 2017 г. введено понятие некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг, установлен их перечень, обеспечена возможность предоставления таким НКО финансовой и имущественной поддержки не менее чем на два года.
В докладе сообщается, что в стране продолжается реализация программы по реабилитации жертв политических репрессий. В 2015 г. была утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти таких жертв.
Поясняется, что с 2007 г. при рождении или усыновлении второго (и последующего) ребенка единовременно предоставляется маткапитал, действие программы предусмотрено до 2021 г. В большинстве субъектов РФ в дополнение к федеральному маткапиталу предоставляется региональный, размер которого устанавливают сами субъекты.
Также сообщается, что в 2017 г. в большинстве субъектов РФ разработан комплекс мер, направленных на увеличение реальных доходов населения и снижение бедности, включающий меры по повышению оплаты труда работников реального сектора экономики, создание высокопроизводительных рабочих мест, содействие росту доходов от предпринимательской деятельности и др.
В докладе говорится и о том, что в 2016 г. была разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., а также одобрен приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 2017–2018 гг. Кроме того, указывается, что в России установлен иммунитет по отдельным антимонопольным запретам для компаний, годовая выручка которых менее 400 млн руб., а также упрощены требования к делопроизводству на малых предприятиях.
В отношении образования указывается, что в 2015 г. утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г., направленная на оказание поддержки малокомплектным детским садам и школам в сельской местности.
В области прав национальных меньшинств и коренных народов отмечается, что в 2016 г. был утвержден План мероприятий по реализации в 2016–2025 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В субъектах РФ, на территории которых проживают и обучаются дети из числа малочисленных народов, издаются учебные пособия, учебно-методическая и художественная литература, а также периодические издания на их родных языках.