Президент Владимир Путин встретился с Уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой. Омбудсмен представила главе государства ежегодный доклад о состоянии прав человека.
Сегодня она отвечает на вопросы корреспондента «РГ».
Что отличает ваш последний доклад президенту в этом году? Что в нем изменилось по сравнению с прошлогодним?
Татьяна Москалькова: Даже объем доклада. Но в первую очередь изменились конечные результаты: в 2017 году нам удалось эффективнее защищать и восстанавливать неотъемлемые права граждан, что и получило отражение в докладе. При этом доклад сохранил преемственность с прошлым по общим подходам - в каждом разделе дается точная статистика обращений по конкретным видам прав, их тематика, примеры по успешной защите прав гражданина, обратившегося к Уполномоченному за помощью, системные вопросы, предложения по их решению.
Если же говорить непосредственно о содержании доклада, то он существенно отличается от прошлогоднего. В нем, как мне кажется, удалось ответить на новые вызовы и угрозы правам человека и гражданина, с которыми приходится сталкиваться как в России, так и в современном мире в целом. Особое место в докладе занимают вопросы соблюдения и защиты социальных и экономических прав: невыплаты заработной платы работникам обанкротившихся предприятий, трудоустройства и незаконных увольнений, соблюдения прав инвалидов, защиты жилищных прав граждан, признанных добросовестными приобретателями, и многие другие.
Значительное внимание в докладе уделено проблемам медицинского обслуживания, например, крайне тревожная ситуация наблюдается с доступностью медицинской помощи для граждан, проживающих в малонаселенных городах, деревнях и селах, отдаленных местностях, вопросам качества медицинской помощи в сфере охраны психического здоровья граждан, лекарственного обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями.
Серьезный акцент в докладе сделан на анализе нарушений прав граждан в сфере экологии, семейных правоотношений, при осуществлении расследования преступлений и в местах содержания под стражей.
Впервые в докладе Уполномоченного появилась глава, посвященная защите прав и свобод отдельных категорий граждан: женщин, несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров и ветеранов, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, и ряда других групп наших соотечественников. Такой подход позволяет нам сконцентрировать внимание на решении наиболее острых проблем, с которыми приходится сталкиваться данным гражданами, эффективнее помогать в восстановлении их прав.
Значительно подробнее, чем в предыдущем докладе, рассматриваются аспекты международного сотрудничества в области защиты прав человека. Это связано с тем, что, во-первых, сегодня мы сталкиваемся с беспрецедентными вызовами со стороны государств, претендующих на особую роль в современном мире. С циничной эксплуатацией темы прав человека для узких политических целей, приводящей к "размыванию" роли и значения самого понятия "права и свободы", их восприятию просто как фигуры речи. Ненавистническая риторика и бездоказательные обвинения со стороны ряда зарубежных политиков ведут к разобщению и еще большему нарушению прав, причем не только человека, но и всего народа. Запрет российским спортсменам выступать под флагом России на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане, воспрепятствование российским гражданам, находящимся на Украине, реализовать свои избирательные права в единый день голосования, принудительная выдача граждан России третьим странам при отсутствии достаточных оснований для привлечения их к уголовной ответственности, эти и многие другие случаи приводят к девальвации прав человека, потере веры в справедливость, размытию института прав человека в целом, что чревато архисерьезными последствиями для будущего всего цивилизационного пространства.
Во-вторых, за прошедший год качественно изменились возможности Уполномоченного на международной арене: высший аккредитационный статус "А" не только наделяет Уполномоченного правом слова в Совете по правам человека ООН, но и предоставляет право на участие в работе всех договорных органов ООН, а также региональных и международных координационных комитетов национальных институтов защиты прав человека.
Без преувеличения историческим событием в 2017 году стало создание Евразийского альянса омбудсменов, учредителями которого выступили кроме меня омбудсмены Армении, Кыргызстана, Ирана.
Большое значение, как мне видится, имеет и наше вступление в 2017 году в Европейскую сеть Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека стран ООН.
Еще одна отличительная особенность доклада - его наглядность: множество цветных диаграмм, графиков и таблиц помогут быстрее и четче понять динамику процессов и картину правозащитной работы в целом.
Если же говорить о моем взгляде на ту или иную проблему, то он остается неизменным: в его фокусе - защита прав и свобод человека и гражданина, невзирая на градацию проблем. А в защите прав и свобод человека нет второстепенных вопросов: все они - главные.
Сколько жалоб поступило в прошедшем году в аппарат Уполномоченного? Их больше, чем в предыдущие сроки? На что жалобы растут, а на что уменьшаются?
Татьяна Москалькова: В прошлом году к Уполномоченному поступило 41 840 жалоб и других обращений граждан. Примерно столько же, сколько в 2016 году: но в 4 раза больше, чем в 2015-м, и в 10 раз больше, чем в первые годы деятельности института Уполномоченного. Это, конечно, всего лишь сухие статистические выкладки, а главным в работе Уполномоченного был "человеческий фактор", стремление сделать все возможное для того, чтобы помочь конкретному человеку, восстановить справедливость и вернуть людям веру в то, что не они для государства, но государство - для них.
В общей сложности нам удалось оказать помощь в защите и восстановлении прав более чем 250 тысячам граждан. Хочу отметить, что такие результаты стали возможными благодаря поддержке со стороны президента Российской Федерации В.В. Путина и государственных органов. Благодаря этой синергии в значительной мере решены системные проблемы защиты прав "валютных ипотечников", инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, бывших военнослужащих на территории Республики Крым и города Севастополя, граждан России на космодроме Байконур и многие другие.
Если же говорить про иерархию проблем, с которыми обращаются к Уполномоченному, могу сказать, что по сравнению с 2016 годом в 2017-м наблюдался рост обращений по поводу нарушения таких прав, как право на бесплатную медицинскую помощь, на жилище, на образование - столпы жизнедеятельности человека.
Немало жалоб приходит, как я уже отмечала выше, на нарушение конституционного права на труд и его справедливую оплату. Сохраняют свою остроту вопросы пенсионного обеспечения граждан, выплаты пособий и льгот. Актуальной остается тема соблюдения прав участников судопроизводства по уголовным, гражданским и административным делам. Много обращений, связанных с условиями содержания под стражей в местах лишения свободы. В общем, проблем хватает. Будем добиваться их решения - на то и институт Уполномоченного по правам человека.
Как россияне оценивают положение с правами человека в стране, что говорят об этом соцопросы? И близка ли выявленная социологами картина той, что складывается из жалоб?
Татьяна Москалькова: По данным Фонда "Общественное мнение", который по нашей просьбе провел опрос на тему соблюдения прав человека в России, люди больше всего обеспокоены недостаточно эффективной реализацией права на бесплатную медицинскую помощь, права на жилище и его справедливую оплату, видна озабоченность нарушениями в области права на труд и его справедливую оплату.
Людей волнуют культурные права: право на образование, право на свободу творчества и преподавания. В общем рейтинге прав и свобод человека и гражданина право на бесплатное образование занимает второе место (показатель значимости - 60%). Рейтинг значимости права на справедливый суд в 2017 году по сравнению с 2016-м тоже значительно вырос: с 27% до 36%, достигнув значений, которые он демонстрировал в 2014 году. Об этих и других проблемах граждане пишут и в своих письмах, с этими же жалобами они приходят на личный прием ко мне.
Недавно у нас прошли выборы президента. Как обстоят дела с использованием и нарушением прав избирателей?
Татьяна Москалькова: Вопросы же соблюдения избирательных прав граждан на выборах президента будут подробно рассмотрены в докладе за 2018 год. Сегодня определенно сказать можно одно: изменение законодательства, перезагрузка ЦИК, запуск новых проектов с использованием новейших цифровых технологий позволили существенно снизить риски нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление россиян на президентских выборах, системных нарушений зафиксировано не было.
Если говорить о выборах 2017 года, отмечу, что в период проведения избирательных кампаний мною осуществлялся мониторинг соблюдения избирательных прав граждан. В единый день голосования 10 сентября 2017 года в аппарате Уполномоченного была организована рабочая группа, которая в ежедневном режиме осуществляла анализ обращений граждан о нарушениях избирательного законодательства, проводила изучение публикаций в печатных СМИ и в сети Интернет, поддерживала связь с региональными уполномоченными, обменивалась информацией с аппаратом ЦИК России. Кроме того, я и сотрудники аппарата Уполномоченного участвовали в работе Информационного центра ЦИК России.
За период с 7 по 10 сентября 2017 года на "горячую линию" Уполномоченного по вопросам защиты избирательных прав поступило несколько десятков телефонных звонков с сообщениями о нарушениях, достоверность информации по которым в ряде случаев подтвердилась. В своих обращениях граждане и представители общественных организаций обращали внимание на факты отсутствия их имен в списках избирателей, на принуждение к голосованию и подкуп избирателей, выдачу нескольких бюллетеней для голосования в одни руки, отсутствие условий для голосования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По всем фактам нарушений избирательных прав граждан, которые требовали проверки, мною были направлены обращения в компетентные органы. Хочу отметить, что по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями количество жалоб на нарушение избирательных прав снизилось, а главное - мы не обнаружили каких-то системных нарушений.
Российское законодательство сегодня достаточно разветвленное и добротное, отмечаете вы в докладе. Какой бы еще новый закон, по вашему мнению, сегодня остро нужен?
Татьяна Москалькова: Реалистичный и справедливый закон о бюджете, пожалуй. Но предмет данного законотворчества - за рамками моей компетенции.
Анализ и обобщение обращений граждан позволили мне выдвинуть предложения об изменении законодательства, касающегося освобождения тяжело больных осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, об ограничении сроков нахождения подсудимых в СИЗО, об изменении практики перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое в целях обеспечения его права на свидание с близкими родственниками, о совершенствовании механизмов защиты прав добросовестных приобретателей и многих других.
Считаю, что необходимо принять законы и о повышении ответственности собственников и работодателей за невыплату заработной платы при банкротстве предприятий.
Важно, что к нашему мнению все больше прислушиваются: например, были приняты наши четыре поправки к закону о реновации, которые значительно повысили уровень гарантий права граждан, попавших в программу переселения.
Как строятся ваши отношения с лидерами гражданского общества?
Татьяна Москалькова: Можно ответить одним словом: конструктивно. Мы сотрудничаем, постоянно сверяем "правозащитные часы", умеем услышать друг друга и находить взаимопонимание. Кстати, и уважаемая Людмила Алексеева, и Генри Резник, и Михаил Гефтер, и Лев Пономарев, и Светлана Ганнушкина, и многие другие, которые являются членами Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека или созданной при омбудсмене экспертно-консультативной группы из числа руководителей ряда правозащитных общественных объединений. Я во многом доверяю их мнению и очень благодарна им за их работу в Совете. Ведь главное в нашей общей работе - это эффективность защиты прав и свобод граждан. Ради достижения этой цели мы готовы сотрудничать с любыми конструктивными силами гражданского общества, равно как и с теми, чьи права мы защищаем. Для меня совершенно никакой роли не играют ни политические пристрастия человека, ни его религиозные убеждения, ни его ориентация, наконец. Любой гражданин Российской Федерации обладает равными правами. Моя работа - эти права защищать.
Вам пришлось обсуждать даже жалобы на фильм "Матильда" в связи с оскорблением чувств верующих - это одна из новых сфер соблюдения прав человека?
Татьяна Москалькова: Обсуждать фильм - дело зрителей и кинокритиков. Поскольку после выхода в прокат трейлера художественного фильма "Матильда" к нам поступило 17 коллективных обращений с 20 тысячами подписей, с жалобами на оскорбление чувств верующих посредством публичного осквернения образа, причисленного к лицу святых Русской православной церковью императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, мы приняли эти документы к рассмотрению. Согласившись с позицией граждан о том, что нравственный запрос общества на взаимное уважение религиозных чувств и недопустимость унижения человеческого достоинства являются основой стабильности России, я направила в органы прокуратуры и Минкультуры России соответствующие обращения. Мне ответили, что материалов экстремистского характера и признаков оскорбления чувств верующих в видеозаписи трейлера выявлено не было.
Вместе с тем считаю, что крайне сложно найти грань между реализацией принципов свободы творчества и действиями, которые определенными группами людей считаются экстремистскими. Одно очевидно: государство не должно финансировать из бюджета производство фильмов, постановку спектаклей или проведение выставок, так или иначе нарушающих баланс прав и свобод человека. Творческое произведение одного лица не может быть поставлено над правами и человеческим достоинством целой группы населения. Кстати, это мнение косвенно подтвердили результаты проката названного фильма.
Очень много проблем возникает при возвращении соотечественников, люди попадают в казуистически-унизительные бюрократические ловушки, например, в ситуации с признанием недействительными ранее выданных российских паспортов ("РГ" много писала об этом). Удалось помочь справиться с этой проблемой?
Татьяна Москалькова: Очень важно, чтобы наши соотечественники за рубежом чувствовали нашу поддержку и нашу возможность им помогать. Возвращение соотечественников - это большая государственная системная проблема, разрешить которую силами только Уполномоченного просто невозможно. Решаем ее в индивидуальном порядке, если необходимо - с помощью коллег из созданного в прошлом году Евразийского альянса омбудсменов. Нам помогают и МИД, и миграционные структуры, и местные власти. В 2017 году от соотечественников поступило 29 обращений с просьбой оказать помощь в переселении в Российскую Федерацию. Многим удалось помочь, но не стоит забывать, что возвращение соотечественников - это программа, рассчитанная даже не на годы, на десятилетия, и свою роль в ней я вижу в эффективной защите их прав.
В заключение мне хотелось бы сказать: дорогие сограждане, помните: даже если кто-то нарушает ваши права, это не значит, что у вас их нет; это не значит, что не действуют законы, что нет институтов государственной правозащиты. Важно знать, уважать свои права и уметь за них бороться.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
421 кб