В учреждениях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут 73 тысячи человек, сказала вице–премьер Татьяна Голикова на заседании Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере.
В стране работает 1333 государственных и 8 негосударственных организаций для детей–сирот, из них 464 – образовательные, 154 – медицинские и 723 – оказывающих социальные услуги.
Президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям–сиротам" Елена Альшанская перечислила нерешенные проблемы.
До сих пор, несмотря на требования законодательства, разлучают братьев и сестер: если брату семь лет, а сестре – три, их разлучат, то же самое произойдет, если один из них здоров, другой – с инвалидностью.
Детей переводят из учреждения в учреждение, увозят далеко от дома, иногда за сотни километров, что практически ставит крест на возможности родителей их навещать.
Особую тревогу вызывают детские дома–интернаты, где дети часто учатся, вообще не взаимодействуя с миром за забором. Многие из них лежат там в "антиреабилитационных" условиях, персонал не учат, как за такими детьми ухаживать.
"До сих пор дети выходят в мир не готовыми к простым совершенно вещам, потому что внутри учреждения у них не было опыта самостоятельности", – продолжила Елена Альшанская. Она рассказала о выпускнике детского дома, который, начав взрослую жизнь, положил сырые макароны в кастрюлю и два дня ждал, что они приготовятся, даже не включив плиту.
"Мы предложили довольно серьезные изменения по всем этим проблемам. Первое – надо создать единый тип организации, в которую помещается ребенок. Он должен быть рядом с домом родителей, чтобы они могли навещать и чтобы можно было работать над восстановлением семьи", – сказала Альшанская. Каждая такая организация должна принимать детей разного возраста и групп здоровья, чтобы не приходилось разлучать братьев и сестер.
Третье – надо как можно скорее возвращать их домой, а если это невозможно, устраивать их в семьи. Четвертое – у детей должна быть возможность ходить вместе с воспитателем в магазин, участвовать в готовке, в простом бытовом труде. Они должны учиться в обычной школе с другими детьми.
Министерство просвещения поддерживает идеи перемен, сказала Альшанская.
