Водителей предлагается ограничить в сроках на подачу заявлений об аварии в страховую компанию.
С такой инициативой выступил Российский союз автостраховщиков. РСА предлагает прописать в законе об ОСАГО пятидневный срок на подачу заявлений о наступлении страхового случая в результате ДТП для всех участников.
Напомним, что сейчас пятидневный срок на подачу документов жестко установлен только для случаев оформления аварии без вызова сотрудников ГИБДД, то есть по Европротоколу. Для всех остальных случаев в статье 11 закона об ОСАГО говорится, что заявление надо подать в максимально короткие сроки. В какие - не установлено. Но это установлено в правилах ОСАГО. Там прописаны именно те самые пять дней. Правда, репрессий за несвоевременную подачу не предусмотрено.
Страховщики же предлагают прописать этот срок в законе, а также установить, что автовладельцу может быть отказано в выплате за несвоевременную подачу документов. Сразу возникает вопрос: как быть тем, кто физически не мог в установленный срок подать эти документы? Допустим, в результате аварии водитель получил тяжелые травмы и был отправлен в больницу. Между прочим, таких случаев довольно много. Практически в каждой десятой аварии страдают люди. Не все тяжело, не все они водители. Но все равно немалое количество обделенных страховой выплатой может получиться.
Как сообщил корреспонденту «РГ» исполнительный директор РСА, из правила подачи заявления в пятидневный срок будут сделаны исключения для тех, кто докажет, что не мог в установленные пять дней обратиться к страховщику. Таким подтверждением будет больничный или выписка из больницы, если пострадавший находился на лечении. Также исключение будет сделано для тех, кто находился в командировке или отпуске.
Это, как пояснил Евгений Уфимцев, сложившаяся практика в добровольных видах страхования, в первую очередь в КАСКО. В нем очень четко отрегулирован процесс подачи заявления от страхователя при наступлении страхового случая. Как правило, в большинстве договоров установлен срок 3-5 дней, в течение которого страхователь должен обратиться в свою страховую компанию. По ОСАГО же этой нормы нет. Из-за этого возникают сейчас сложности при урегулировании убытков при многостороннем прямом возмещении убытков.
Столкнулись три автомобиля. Пострадавших нет. А значит, каждый должен обратиться за выплатой в свою страховую компанию. Это так называемое прямое возмещение ущерба. Двое обратились, а третий - нет. У страховщика нет полного представления об аварии, и он не понимает, на кого возложить ответственность за данное ДТП. Поэтому самый простой путь - назначить обоюдную вину и выплатить каждому обратившемуся по половине суммы ущерба. Что, конечно, не устроит автовладельцев.
Сейчас по Европротоколу есть возможность урегулирования убытков, когда две стороны не договорились об обстоятельствах ДТП, но авария оформлена с помощью мобильного приложения. Один подал документы, а второй подал их через полгода, когда установить все обстоятельства происшествия невозможно. В результате - конфликт и судебные разбирательства.
Этим пробелом активно пользуются мошенники - те недобросовестные посредники, которые выкупают у пострадавших право требования. Они начинают тянуть со временем, несвоевременно подавать документы, подводить страховщика под нарушение сроков, чтобы потом взыскать штраф в виде неустойки.
- Любой человек заинтересован в том, чтобы как можно быстрее отремонтировать свою машину, а не поставить ее в отстойник и ждать год, пока страховщик будет что-то урегулировать с другими, - говорит Евгений Уфимцев. - А потом вытащить эту машину и заявить: «Уважаемый страховщик, я когда-то ее отремонтировал, вы мне заплатите, пожалуйста, страховое возмещение». Пострадавший должен вовремя обращаться в страховые компании, если только какие-то обстоятельства не помешали это сделать. На наш взгляд, для человека, который сам урегулирует убыток, установка сроков никак не скажется на процессе.
Срок, в течение которого участники ДТП подают заявление, влияет не только на скорость возмещения ущерба тому, кто подал, но и всем остальным участникам аварии. А если кто-то из участников заявления не подал, то это может привести к тому, что обстоятельства аварии будут установлены неверно. Поэтому норма, которая уточняет порядок подачи и вводит некую обязанность для пострадавшего, - это нормальная практика.