19 ноября Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова приняла участие в пленарном заседании VI Международного форума «Антиконтрафакт», который является главной дискуссионной экспертной площадкой Евразийского Экономического Союза.
Федеральный омбудсмен считает крайне актуальными проблемы противодействия незаконному обороту промышленной продукции, безопасности продуктов питания и лекарств, поскольку они напрямую связаны с вопросами сохранения жизни, здоровья, благополучия граждан.
Уважаемые коллеги, уважаемые гости!
С фальсификацией товаров потребитель столкнулся, вероятно, с момента появления первых товарных рынков. Поскольку фальсификация товаров с правовой стороны представляет собой разновидность торгового обмана, мошенничества, то до сих пор бытует такое изречение: «Не обманешь — не продашь».
Фальсификация продовольственных товаров делается в корыстных целях и, как правило, всегда направлена на получение сверх-, а порой, и незаконных доходов.
Для субъектов рыночных отношений последствия изготовления, реализации и потребления фальсификата имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями. Конечно, потребители, то есть наши граждане, находятся в зоне наибольшей опасности и несут от некачественных товаров самые большие потери.
Во-первых, это причинение физиологического вреда организму: отравление, появление нового заболевания, обострение имеющегося заболевания, генетические нарушения, формирование онкозаболеваний и даже смерть.
Во-вторых, рынок фальсификата подрывает веру человека в добро и ведет к потере доверия государству.
Естественно, что фальсификация имеет и экономические последствия, среди которых большие расходы за меньшее количество товара, покупка продукта, непригодного к употреблению и т. п. Фальсификация влияет не только на отдельного человека, но и на общество в целом.
- Ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечном счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.
- Снижается продолжительность жизни в обществе.
- Увеличивается смертность от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.).
- Происходит моральная деградация как отдельных людей, так и общества в целом.
5. Снижается уровень доверия других государств и народов к обществу, где процветает фальсификация всего и вся.
Более двух третей продавцов в России (69%) открыто признались, что торгуют поддельными товарами.
По данным Национального Фонда по защите прав потребителей, на отечественном рынке доля фальсифицированных продовольственных товаров в общем объеме реализации товаров народного потребления достигла в настоящее время 40%, а по некоторым наименованиям и группам товаров — существенно выше (объем фальсифицированных рыбных консервов — 45%; мясных продуктов — 60%; масла сливочного — 70%; винно-водочныхизделий — 80%).
Данные о фальсификации алкогольных напитков показывают, что в России ежегодно подделывается более 600 млн. литров водки. Ежегодно от некачественной водки умирает большое количество человек, объективных статистических исследований не проводится. По информации Росстата, в январе — сентябре 2018 года от случайных отравлений алкоголем погибло 4 478 человек (5 103 в 2016 году), от отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями — 1 236 человек (1 245 в 2016 году).
Причинами такой ситуации на нашем рынке являются:
- Отсутствие гармонизированного законодательства;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- экономические проблемы;
- ослабление государственного контроля и надзора и отсутствие в целом координации контролирующих органов;
- недостаточная эффективность сертификации;
- отсутствие жесткой ответственности продавцов за реализацию недоброкачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции.
В связи с этим необходимо активизировать борьбу с фальсификацией продовольственных товаров, использовать наиболее эффективные методы борьбы по ее предотвращению.
Немаловажную роль в вопросе борьбы с фальсификатом играет общественный контроль.
Отрадно, что в настоящее время существует множество общественных проектов (интернет-ресурсы, ТВ-передачи), целью которых является продовольственная безопасность России, безопасность и качество товаров, консолидация экспертного сообщества, защита прав потребителей и поддержка добросовестного бизнеса.
Правовые средства борьбы с контрафактом
Одной из актуальных проблем потребительского рынка является изготовление (реализация) контрафактной продукции. Такая продукция значительно дешевле, чем поступившая в оборот без нарушения гражданского законодательства, а значит ее реализация более выгодна для коммерсантов. Среди тех, кто заявил о торговле контрафактом, 78% респондентов отметили, что именно по этой причине их товар стоит недорого — следовательно, выглядит привлекательнее в глазах покупателей.
Вместе с тем, поступление на внутренний рынок контрафактной продукции оказывает негативное влияние на развитие отечественной промышленности, снижает инвестиционную активность правообладателей в связи с наличием недобросовестной конкуренции на товарном рынке, наносит моральный вред потребителю, а в ряде случаев может нанести и вред здоровью. Поступление на рынок контрафактной продукции наносит ущерб и добросовестным предпринимателям.
Пример:
Ко мне обратилась предприниматель из города Екатеринбурга, которая на оптовом рынке приобрела товар (детские игрушки), оказавшийся контрафактным. На этого предпринимателя правообладатель подал исковое заявление в суд и выиграл дело. Заявительница резонно спрашивает «как контрафактные игрушки попали в город?», «как эти игрушки прошли таможню?», «почему государство не защищает своих граждан?»
По моему убеждению, проблема контрафакта должна решаться не отдельными странами Евразийского союза, а сообща, на наднациональном уровне. Российской Федерацией, со своей стороны, принимаются меры к исправлению ситуации, в том числе и меры по совершенствованию законодательства.
Среди законодательных инициатив — законопроект о географических указаниях.
По мнению экспертов, этот документ упрощает процесс регистрации объектами.
Следующая инициатива-законопроект о программах для ЭВМ и базах данных, который вводит новые виды договоров об оказании информационных услуг.
Также в разработке законодателей находится законопроект о долевом обладании правами в интеллектуальной собственности. После принятия документа появится возможность распоряжения долей в праве и установления порядка распоряжения этой долей. Кроме того, разрешается проблема о распределении расходов, осуществляемых в интересах правообладателей. Также предполагается установление имущественного права покупки доли в праве.
Уверена, что участниками Форума будут предложены новые интересные решения, направленные на решение проблемы контрафактной продукции.
Количество обращений к Уполномоченному по данным тематикам
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своих докладах не раз касался темы фальсификации продуктов питания и смежной с ней темы — продовольственной безопасности.
В международных исследованиях отмечается, что россияне едят много вредной еды. Некачественное питание становится национальной угрозой.
Производители продуктов питания снижают стоимость товара за счет использования более дешевого, но худшего с точки зрения качества сырья, уменьшают объем упаковки, выпускают новые продукты в нижнем ценовом сегменте.
Резко увеличилось число отечественных фальсифицированных продуктов: они не отвечают ГОСТам и техническим регламентам, указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию.
В сложившихся условиях необходимо наладить систему оказания адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся и вывести на должный уровень организацию государственного контроля за качеством продуктов питания, лекарств и питьевой воды.
Кроме того, вопросы защиты потребительских прав социально уязвимых групп населения и их социальной интеграции зачастую взаимоувязаны.
В 2017—2018 гг. в мой адрес поступали обращения граждан по вопросам, связанным изготовлением и реализацией контрафактной и фальсифицированной продукции, из них 80% обращений касаются фальсификации молочной продукции.
Особые опасения вызывает информация о ввозе контрафактных детских игрушек, что совершенно недопустимо. Количество детей, которые пострадали от контрафактных игрушек растет с каждым годом. Самая распространенная проблема — аллергические реакции после соприкосновения с некачественным пластиком.
Несмотря на усиленный контроль, некачественный товар все равно попадает на российский рынок. Незаконные партии детских товаров с завидной периодичностью выявляют в разных регионах России.
Конвенция против фальсификации лекарственных средств
Среди вопросов, которые ставят перед Уполномоченным заявители, особенно важна проблема лекарственного обеспечения граждан, а именно, неудовлетворительное качество медицинских препаратов, особенно отпускаемых на бесплатной льготной основе.
Данные Росздравнадзора это подтверждают.
В рамках государственного контроля за обращением медицинских изделий на 31.12.2017 предотвращено обращение более 1 миллиона единиц медицинских изделий, не соответствующих установленным требованиям. Выявлено 334 наименования незарегистрированных медицинских изделий (269 455 единицы), 12 наименований фальсифицированных медицинских изделий (3 875 единицы). По результатам совместных контрольных мероприятий Росздравнадзора, МВД России, СК России за 12 месяцев 2017 года возбуждено 100 дел по ст. 238.1 УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок».
В июне 2017 г. во время встречи Уполномоченного с Генеральным Директором Директората Совета Европы по правам человека и верховенству права был поднят вопрос о содействии Уполномоченным ратификации конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения», которая была подписана Российской Федерацией еще в 2011 году.
Ратификация этой Конвенции позволила активизировать на новом уровне межгосударственные механизмы защиты общественного здравоохранения и населения от рисков, связанных с фальсифицированными и недоброкачественными лекарственными средствами, и медицинскими изделиями.
Уполномоченный обратился в Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации. Позиция Уполномоченного была поддержана и 29 декабря 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения» (Конвенция — «Медикрим»).
Торговля лекарственными препаратами дистанционным способом (Интернет-торговля) и право граждан на охрану здоровья
Одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации — система национальной безопасности и формирование действенных механизмов ее обеспечения.
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации», развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан. Одной из стратегических целей такой политики является, в частности, совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
Хочу особо выделить вопрос контроля качества лекарственных препаратов в связи с обсуждением развития в России розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом (Интернет-торговли).
В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 285949–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом», которым предусмотрено разрешить розничную реализацию безрецептурных лекарственных препаратов. По мнению разработчиков законопроекта, Интернет-торговля лекарственными препаратами позволит повысить их доступность.
В этой связи полагаю необходимым акцентировать внимание на пункте d, статьи 13 Конвенции, согласно которому правонарушения, связанные со сбытом или предложением к сбыту, совершенные с использованием средств широкого распространения, таких, как информационные системы, включая Интернет, отнесены к «отягчающим обстоятельствам». Считаю, что для реализации норм Конвенции «Медикрим» в Российской Федерации необходимо принять меры, предусматривающие жесткий контроль за распространением информации о продаже лекарственных препаратов через Интернет.
Сейчас количество пунктов отпуска лекарственных препаратов, заказываемых через Интернет, огромно. Такое развитие интернет торговля лекарственными препаратами получила даже без официального разрешения этого способа реализации лекарственных препаратов для медицинского применения.
Самое страшное, что в настоящее время заказанные через Интернет лекарственные препараты никакому контролю качества не подлежат, так как отпускаются в закрытых коробках, специалисты аптек порой не знают, что конкретно передают гражданам. Кто следит за соблюдением условий хранения при Интернет-торговле и что получает пациент?
Без приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с основными положениями Конвенции Совета Европы по борьбе с фальсификацией медикаментов, без обязательного внедрения в практику международных стандартов дистрибьюции (правил хранения, транспортировки и проч.), без обязательной выписки врачами поликлиник рецептов на лекарственные препараты, без контроля качества и безопасности лекарственных препаратов, введенных в гражданский оборот, введение дистанционной торговли с высокой вероятностью приведет к угрозе жизни и здоровья граждан Российской Федерации и, как следствие, к угрозе национальной безопасности государства.
В заключение еще раз приветствую участников Шестого международного форума «Антиконтрафакт – 2018» и выражаю всемерную поддержку поставленной на Форуме задаче определения наиболее действенных способов защиты рынка от контрафакта и фальсификата.
Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации