История института Уполномоченного

Стремительное распространение в последние десятилетия института омбудсмана является знаком его успеха, установления доверия к властям и правосудию в демократическом государстве.

Однако демократия становится прочной тогда, когда граждане доверяют государственным учреждениям, если эти учреждения служат гражданину и защищают от нарушения его прав.

Способ обеспечения безопасности гражданина решительно влияет на социальный климат и престиж демократических институтов.

Современное общество нуждается в демократических институтах, способных идти навстречу гражданам, решая их проблемы; оказывать поддержку чиновникам, облегчая их миссию и упрощая механизм обеспечения защиты прав граждан.

В специальной литературе эта власть обобщена названием «Омбудсман». В переводе «Омбудсман» означает власть или лицо, выступающее за другого. В юридическом смысле «Омбудсман» является независимым, респектабельным лицом, уполномоченным Парламентом или Правительством защищать основные права и свободы граждан.

Этимологически этот термин происходит от зарождающегося законодательства некоторых старинных германских племен, на языке которых обозначал «того, кто штрафует».

В средневековом шведском законодательстве использовался термин «Frostathing», обозначающий агента, уполномоченного действовать вместо другого лица. В современной Швеции он охватывает более широкий спектр: существует Омбудсман прессы, профсоюзов, потребителей и др.

Считается, что шведский институт омбудсмана является первым созданным институтом, уполномоченным следить за соблюдением законов органами власти, как того предусматривала конституция 1809 года. Является научно необоснованным утверждение, согласно которому были известны предшествующие модели, повлиявшие, в свою очередь, на шведскую модель.

Все-таки, истории известны примеры существования аналогичных институтов. В Древнем Египте существовала власть, назначаемая фараонами в целях рассмотрения жалоб, в Древней Греции - процедура, согласно которой граждане имели право обвинять чиновника в злоупотреблениях.

В Римской Республике назначались два цензора, которые регистрировали жалобы граждан о злоупотреблениях имперских чиновников. В качестве plebes tribunus цензоры утверждались на должность Преторианским Префектом сроком на два года. Будучи истинными защитниками нуждающихся, они защищали граждан в судебных процессах от претензий военных, финансовых учреждений.

Во времена правления Иустиниана этот институт продвигается в Византийской империи под названием «vindex»- руководитель города. В Китае династия Хан установила контроль Yuan, уполномоченный разрешать проблемы связанные со злоупотреблениями чиновников, которые впоследствии рассматривались Цензоратом.

В мусульманской цивилизации самые известные институты, аналоги институту омбудсмана, существовали в Турции и Саудовской Аравии. Лицо, называемое mohtachib, было наделено правом аннулирования исполнительных распоряжений, противоречащих религиозной морали.

На африканском континенте в Средневековье существовал Коллегиальный омбудсман, представляемый советом старейшин. В Саудовской Аравии Омбудсман осуществлял свою деятельность в виде коллегиального совета и назывался Комитетом по жалобам. В Арагоне функции омбудсмана присуждались пожизненно судье, уполномоченному защищать граждан от возможных злоупотреблений со стороны государственных служащих.

Аналогичные институты существовали под разными названиями в Испании: Sahib-al-Mazaim, El Personero del Pieblo, El Consul del Mar.

В Стране Басков с 1503-го существовала должность адвоката бедняков (Abogado de los Pobres), которая считается вероятным предшественником современного баскского омбудсмана.

В XV веке первый институт, аналогичный современному Шведскому Парламентскому омбудсману, назывался senechal, который обладал основными судейскими полномочиями, действовал под авторитетом Императора и осуществлял надзор над осуществлением правосудия в королевстве, но не входило в его компетенцию поддерживать обвинение чиновников в трибунале. Это полномочие было присвоено только в 1605 государственному обвинителю, который назывался Riksfiskalen.

С учетом вышеизложенного, надо отметить, что хотя существует определенное сходство между перечисленными органами и нынешним институтом омбудсмана, именно шведская система считается прародителем Парламентского омбудсмана. Основной характеристикой этой системы является институт поверенного, то есть действующего на основании определенных полномочий, шведский омбудсман будучи поверенным Riksdagа.

В специальной литературе оговаривается, что институт омбудсмана может быть организован на национальном, провинциальном или местном уровнях, в двух основных формах:

  • Омбудсман с общими полномочиями, рассматривающий все жалобы граждан о злоупотреблениях и несправедливых действиях администрации и вследствие проведенных проверок ходатайствующий о восстановлении нарушенных прав;
  • Омбудсман со специальными полномочиями, контролирующий определенные службы или сферы.

После первой мировой войны Институт омбудсмана (посредника), установился во многих государствах, следуя шведской модели, конституционно узаконенной в 1809 году. Эти государства, принимая за основу шведскую модель, внесли изменения в форму, название, состав, полномочия, сроки полномочий, например разные национальные названия института: Парламентский Комиссар в Великобритании, Народный Защитник в Испании, Посредник во Франции, Защитник Гражданина в Канаде, Парламентский Делегат Защиты в Германии, Комиссар по Проблемам Администрации на Кипре, Защитник Гражданских Прав в Польше, Омбудсман по Правам человека в Словении, Народный Адвокат в Румынии, Парламентский Адвокат в Молдове (Центр по Правам Человека), в других государствах - публичный посредник, уполномоченный, парламентский прокурор и др.

Число омбудсменов варьирует в каждом государстве: в Дании, Франции, Ирландии, Португалии, Румынии назначаются по одному омбудсману; в Швеции, Австрии, Австралии назначаются по несколько омбудсменов; в Великобритании омбудсман сотрудничает с Парламентской Комиссией; в Республике Молдова Парламент назначает трех адвокатов; в Италии гражданские защитники назначаются только в регионах.

Необходимо отметить несколько отличительных черт института омбудсмана:

  • Создается актом государственной власти;
  • Омбудсман как орган государственного контроля соблюдения прав человека создается Парламентом, в некоторых случаях – Правительством и контролирует деятельность публичной власти;
  • Омбудсман обязан проверять, выявлять, рекомендовать и оглашать результаты проведенных проверок.

Основными задачами омбудсмана являются осуществление надзора над соблюдением законодательства и основных прав и свобод человека, в том числе контроль публичной власти, посредничество и предложение новых законодательных мер, санкционирование властей, наносящих урон деятельности института.

Таким образом, омбудсман дополняет и расширяет традиционные парламентские функции надзора над исполнительной властью, создавая омбудсману имидж института, способного оградить гражданина от злоупотреблений со стороны государства.

Притом, что институт омбудсмана является сравнительно новым формированием, его основной характеристикой является высокая степень приспособляемости и самоутверждения. Сегодня этот институт создан более чем в 90 странах мира.

Создание национальных институтов омбудсмана, направленных на продвижение и защиту прав человека, способных поддерживать деятельность международных организаций, стало предметом многих обращений ООН.

В Российской Федерации государственный орган защиты прав человека был создан в 1998 г. и получил название Уполномоченный по правам человека. В Липецкой области институт Уполномоченного по правам человека стал действовать с 2001 г., когда Липецким областным Советом депутатов был принят специальный областной закон.